Get Adobe Flash player
Вход
Войти с помощью: 
Архивы
Детское радио
Октябрь 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

К чему адаптируется ребёнок?

Когда ребёнок приходит первый раз в детский сад, ему предстоит справиться с условиями, которые можно разделить на три группы: связанные с взаимодействием с взрослыми, новой обстановкой (средой в группе) и взаимодействием с ровесниками.

* Ребёнку в первую очередь нужно будет познакомиться с воспитателем, процесс это осложняется тем, что нужно будет выполнять требования этого взрослого. К тому же воспитатель может потребовать от малыша выполнять те действия, которые для него будут неожиданными или непривычными.

Изменяется ситуация общения со взрослыми – теперь ребёнок становится не единственным объектом внимания, а членом детской группы. Теперь воспитатель ограничивает ребёнку время на выполнение действий, в том числе бытовых.

* Ребёнок с приходом в детский сад попадает в незнакомое ранее помещение, в котором ему теперь нужно находиться практически весь день. У него появляется необходимость действовать самостоятельно в организованной и свободной деятельности.

* В детском саду ребёнок также встречается с коллективом ровесников. У других детей он может наблюдать незнакомые формы поведения в типичных ситуациях, что может его напугать или удивить. К тому же вместе с другими детьми теперь необходимо осуществлять все процессы жизнедеятельности.

Сложность адаптации зависит от…

Адаптация зависит от функционального состояния организма ребёнка. К нему относят: работоспособность, состояние иммунной системы и темперамента, тренированность нервно-психических механизмов.

Тренированность нервно-психических механизмов достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, которые связаны с новыми впечатлениями. Если родители изолируют ребёнка от меняющихся условий повседневной жизни, то могут возникнуть трудности в адаптации к детскому саду.

Некоторые родители стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, устраняют все препятствия, которые возникают в жизни и деятельности ребёнка. Таких детей называют «изнеженными». Малейшее изменение температуры воздуха вызывает у них простудные заболевания. Появление нового человека дезориентирует их деятельность: они убегают, прячутся, плачут и ведут себя вызывающе.

В новой обстановке «изнеженные» дети забывают правила вежливости, не проявляют интереса к окружающему, стремятся находиться рядом с близким и взрослым или проявляют навязчивость в общении. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, такие дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.

У многих современных детей, которые приходят в детский сад, не сформированы навыки самообслуживания и общения в соответствии с возрастом. Их коммуникативный опыт ограничивается родителями. Общая нестабильность социальной ситуации приводит к дестабилизации детско-родительских отношений и, как следствие, к невротизации ребенка в ранние периоды развития.

Тяжело протекает адаптация в случае, если она неправильно организована: не изучен исходный уровень адаптационных возможностей ребёнка или выбраны неправильные приоритеты в их диагностике. Ребёнку трудно адаптироваться и если взрослые ускоряют процесс адаптации.

В чём проявляется дезадаптация

То, как проявится дезадаптация на первом этапе, зависит от типа нервной системы ребёнка. Поведение возбудимых, расторможенных детей может характеризоваться острыми реакциями протеста и выраженными проявлениями аффективной и другой психопатологической симптоматики. Активный протест может вести к преодолению стрессовой ситуации. При неверной оценке поведенческих реакций ребёнка и последующих ошибочных воспитательных воздействиях взрослого такое поведение может привести к формированию патологических черт характера.

У заторможенных, боязливых детей активный протест проявляется с отсрочкой – в домашней обстановке. В детском саду дети внешне выглядят послушными и спокойными, что создаёт ложное впечатление хорошей адаптации.

Выражение лица у боязливых детей грустное, отрешённое, движения заторможены. Дети безучастны к происходящему, пассивны, необщительны, отказываются от игр. Попытки взрослого установить контакт с детьми и вовлечь их в совместную деятельность вызывают тревогу, растерянность, которые переходят в беззвучный плач или бесцельное блуждание по групповой комнате.

У таких детей возникают навязчивые действия, а также поведенческие и эмоциональные признаки регрессии: утрата навыков опрятности, самообслуживания, появление симбиотической привязанности к матери. Они предпочитают тактильный контакт в общении с взрослым всем остальным формам общения.

Второй этап дезадаптации получил название псевдоадаптации. Дети по-своему приспосабливаются к психотравмирующей ситуации. В привычной и стабильной обстановке их поведение более адекватное. Общая подавленность иногда, например, на интересных занятиях, сменяется заинтересованностью. Свободная игра протекает в одиночестве, имеет нестойкий, кратковременный характер.

На данном этапе фиксируются и стабилизируются невротические проявления. Они выражаются в нарастании тревожности, сенситивности, ранимости, пассивной подчиняемости, повышенной зависимости от взрослого. Возникает и усиливается невротическая тревога, проявляясь в ритуальном поведении приверженности к строгому соблюдению порядка действий, например, при укладывании спать, на прогулке. Глубина депрессии или негативизма уменьшается, но расширяется круг невротических проявлений. Приспособление имеет «безболезненный характер». Реакции псевдоадаптации распространяются на другие, не связанные с детским садом ситуации.

Третий этап предполагает подлинную адаптацию. О завершении процесса адаптации свидетельствуют положительный эмоциональный фон ребёнка, продуктивность его действий в новых условиях, гибкость реакций на изменение привычной ситуации. Также об успешной адаптации говорит проявление инициативы в контактах с взрослым или сверстниками. Поведение ребёнка организованно, отсутствует дискомфорт при выполнении режима дня, бытовых процессов. Малыш может себя самостоятельно занять деятельностью по интересам.

Уважаемые родители! Доводим до вашего сведения, что на территории и в здании детского сада действует МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ!!! Кроме того, убедительная просьба, соблюдать социальную дистанцию (1,5 метра), проводить термометрию и обработку рук антисептиком! Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы!
Приглашаем Вас оставить отзыв об образовательной организации на сайтеBUS.GOV.RU
ГОСУСЛУГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ
РОСРЕЕСТР
Личный кабинет налогоплательщика
Опрос по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления
Портал детской безопасности МЧС России