Get Adobe Flash player
Вход
Войти с помощью: 
Меню сайта
Запрос регистрации на сайте
Архивы
Детское радио
ПнВтСрЧтПтСбВс

Упражнения подходят как в целях расширения активного словаря, общего речевого развития и кругозора ребенка, так и в качестве исправления нарушений лексико-грамматического строя речи.

Упражнения для детей от 2 до 7 лет

Что надо делать для успешного развития речи ребёнка?
Нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать с ребёнком прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.
Организуя речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Упражнения с существительными:

– придумай название к картинкам, состоящее из одного слова («улица», «зима», «вечер»);

– назови две картинки одним словом («друзья», «игра»); родитель показывает игрушечного медведя;

– назови по-разному эту игрушку (мишка, мишенька, мишутка и др.);

– скажи об игрушках словами, в которых слышится звук «ш» (мишутка, мишка, сынишка, малыш); назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

Упражнения с прилагательными:

– о чем можно сказать «круглая» (тарелка, сковородка), «круглый» (стол, поднос, мяч, обруч), «круглое» (колесо, зеркало); «красная» (ягода, косынка), «красный» (флаг, свитер), «красное» (яблоко); «узкий» (поясок), «узкая» (дорожка), узкое (место);

– какими словами можно сказать про солнышко? (ясное, лучистое, золотистое, веселое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое);

– какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное);

– каким может быть ручеек? (журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим);

– ответь одним словом, какой осенью лист на дереве? (желтый, коричневый, золотистый, увядающий, опадающий);

– какие слова можно сказать о щенке, грызущем кость? (радостный, довольный, рычащий, сердящийся, счастливый).

Упражнения с глаголами:

– что умеет делать кошка? (лакать молоко, лазить по деревьям, царапаться, мурлыкать, мяукать, лежать, играть, ласкаться);

– что делает ветер? (дует, воет, шумит, сбивает с ног, поет, несет); а что умеет делать ветерок? (ласкает, напевает, веет, шумит, дует);

– что делает щенок? (спит, играет, лает, ест, ласкается);
– что умеет делать щенок? (спать, играть, есть, ласкаться);

– что любит делать щенок? (бегать, грызть, гоняться, ласкаться);

– как ведет себя щенок, когда ему дают кость? (грызет, наслаждается, рычит, радуется, торопится);

– что делает щенок, когда его берут на руки? (прижимается, радуется, смотрит, сопит);

В каких упражнениях вы закрепляете в речи детей глаголы, необходимые для характеристики явлений и действий животных и т.п. Каждый ребенок осознает их по-своему, подбирая наиболее точные слова и получая удовольствие от удачно подобранного слова.

Упражнения с наречиями:

– как мчится волк за своей добычей? (быстро, стремительно);

– как передвигается черепаха? (медленно, спокойно, плавно);

– как падают листья на землю во время листопада? (медленно, спокойно, плавно);

– как вы встречаете новогодний праздник? (радостно, шумно, весело).

Упражнения на подбор сравнений:

– на что похоже солнышко? (на яблоко, шар, апельсин, цветок одуванчика);

– на что похож ежик? (на шар, мячик, колобок, клубочек, снежный комок, облачко, щетку);

– на что похож ручеек? (на ленту, змейку, зеркало).

Упражнения на подбор родственных слов:

– какие новые слова можно образовать от слов:

Кот (котик, коток, котя, котофей, котенок, котята, котики, коты, котяточки);

Солнце (солнышко, солнечно, солнечная, солнечный);

– какие клички можно придумать лисе, чтобы было понятно, что она пушистая? (Пушистик, Пушок, Пушонок).

Упражнения на «зарисовку» слов:

– во время вечерних игр можно предложить ребенку предложить зарисовать различные предметы, явления, которые обозначаются определенными словами; например: как можно описать погоду, которая стоит сейчас? – сырая, дождливая, серая, туманная; нарисуй эту погоду;

– можно предложить «зарисовать» слова:

  • противоположные по значению выражения «погода сырая и дождливая»;
  • нарисовать любой предмет, который назван коротким или длинным словом;
  • словом, состоящим из 2-х, 3-х слогов;
  • зарисовать предметы, в названии которых слышим звуки С, Р, У.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Уважаемые родители! Доводим до вашего сведения, что на территории и в здании детского сада действует МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ!!! Кроме того, убедительная просьба, соблюдать социальную дистанцию (1,5 метра), проводить термометрию и обработку рук антисептиком! Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы!
Приглашаем Вас оставить отзыв об образовательной организации на сайтеBUS.GOV.RU
ГОСУСЛУГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ
РОСРЕЕСТР
Личный кабинет налогоплательщика
Опрос по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления
Последние новости
Портал детской безопасности МЧС России