Get Adobe Flash player
Вход
Войти с помощью: 
Архивы
Детское радио
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Советы психолога

Жизнь родителей опасна и трудна. А жизнь детей – особенно.

В жизни каждой семьи наступает тот счастливый момент, когда появляется малыш. Но вместе с радостью приходят и новые заботы, и одна из них – это обезопасить жизнь ребёнка. Наши дома переполнены острыми, тупыми, тяжёлыми, электрическими и прочими опасными для них предметами, а улицы наших городов – многими другими опасными вещами. В этой статье мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.

РЕБЁНОК И ТРАНСПОРТ – ДО РОЖДЕНИЯ И ПОСЛЕ

Прежде всего родителям следует понимать, что эта задача – обезопасить своего ребёнка на дороге – принципиально нерешима.

Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденному всегда отличается от нуля. Это сказано вовсе не затем, чтобы испугать родителей, а как раз наоборот, привлечь их внимание к тому, что заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда. Особенно в хорошо знакомых местах, ситуациях и т.д. Все мы хорошо знаем, что в дни школьных каникул повышается детский травматизм на дорогах. Но ведь дети в большинстве своём попадают в ДТП как раз в знакомой им и родителям обстановке: на знакомой улице, на знакомом перекрёстке и т.д. Есть такая иллюзия: раз знакомо – значит, безопасно. Ею хорошо пользуются мошенники, которые сначала знакомятся с жертвой, а уж потом втягивают её в свои махинации. Поэтому «наш район», «наша улица», «наш маршрут» и т.д. – скорее антонимы слова «безопасность». Мы утрачиваем бдительность, пропускаем сигналы опасности, которые сразу же бросились бы нам в глаза в незнакомом месте.

Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге. И начинаются они вовсе не с того момента, как ребёнок пойдёт в школу (секцию, кружок и т.д.), которая находится в паре-тройке (пяти-десяти) остановок от дома.

Далеко не у каждой беременной женщины есть возможность брать бюллетени, а значит, малыш знакомится с транспортом уже в животике у мамы. Шум, вибрация, загазованность, духота, давка в часы пик – вот неполный перечень особенностей общественного транспорта, знакомых малышу до рождения. Первые три – это и про личный авто, а к нему ещё нужно добавить стрессы, утомление и эмоциональное напряжение, если будущая мама сама водит машину. Лучшим выходом может стать пешее передвижение будущей мамы (одна моя студентка ходила от метро до вуза сорок минут, три раза в неделю, все семь месяцев до декрета). Но это не всегда возможно для самой мамы, если есть какие-то осложнения при беременности. Другой выход – выбирать наиболее щадящие маршруты, пусть они и дольше и дороже. Если у вас две пересадки в метро, может, стоит поехать на автобусе или маршрутке, особенно если вы едете от конечной остановки и можете гарантированно сесть? Если сесть не удалось, просите окружающих уступить вам место, а не дуйтесь на них за невнимательность! На последних месяцах мне часто приходилось ловить машины, чтобы подъехать к женской консультации, и ни один мужчина (разного возраста, семейного статуса и жизненного опыта) не заметил, что я беременна! Они и правда не видят. Да что там, мы, женщины, тоже не всегда внимательны. Поэтому позаботьтесь о малыше сами: попросите уступить вам место.

Ребёнок родился, и продолжение следует, как только вы выезжаете с коляской на прогулку. Даже самые современные коляски могут обеспечить комфорт малышу и маме, но никак не безопасность. Многим хорошо знакомы ситуации: высокий бордюр, узкий и/или плохой тротуар, куча снега (для коляски – непроходимая), внезапно отлетающее колесо. Их все объединяет то, что вы с коляской резко замедлили ход, и часто – на проезжей части. Для водителя, едущего за вами, вы только что совершили непредвиденный манёвр (ведь огни на вас не загораются, предупреждая о торможении). Добавим плохую видимость, например в тёмное время суток, которое длится на большей части России почти полгода. Плюс ваша усталость, хорошо знакомая всем родителям маленьких детей, плюс, возможно, мобильник в руке или, увы, бутылка пива – всё это снижает вашу способность быстро реагировать на визг тормозов. А коляска ведь очень неманевренный вид транспорта. Жаль, что большинство водителей об этом не задумывается. Не гулять – нельзя, но не доводите дело до абсурда – если вы буквально валитесь с ног, пропустите прогулку. Постарайтесь не гулять с коляской там, где вы не знаете особенностей местности (высота бордюра и качество тротуара хотя бы); разговаривая по мобильнику, обязательно останавливайтесь в безопасном месте. И купите светоотражатели и себе на одежду, и на коляску.

О том, что ездить в нашем общественном транспорте с коляской ох как непросто, мы уже рассказывали. Но и у поездки ребёнка в «кенгуру» есть свои опасности. Мы, как правило, не смотрим на ручки и ножки ребёнка, когда садимся в транспорт, едем по эскалатору. А зря –сколько поцарапанных и прищемлённых пальчиков, зажатых ручек и ножек движущимися частями! И это в лучшем случае. Лучший выход – держать в своих руках «движущиеся части» ребёнка, хотя бы его ручки. И не забудьте про любимую игрушку ребёнка – дети суют свои пальчики между двумя стеклами в автобусе, откуда их бывает очень сложно достать, не для того, чтобы досадить вам, а потому что им скучно! Это актуально и для детей в личном автомобиле, когда они едут в детских автокреслах. Думаю, многие родители-автомобилисты удивились бы или ужаснулись, увидев, чем занимаются их дети в салоне автомобиля от скуки.

Но есть родители, а особенно бабушки, которые хорошо представляют эти и многие другие опасности и отказываются возить маленького ребёнка в общественном транспорте. Хорошо понимаешь, что это не самое удачное решение, когда видишь, как уже взрослый (лет 8–9, а то и 10–12) ребёнок буквально заталкивается взрослым на эскалатор в метро (боится, не притворяется, а именно боится, иногда до обоюдной истерики). Когда он не держится за поручни в транспорте, потому что знает головой, а не телом, что такое центробежная сила или резкое торможение. Мы виним их – учили вас, учили, но это как раз тот случай, когда учит его только собственный опыт, а не наши нравоучения.

Когда малыш пойдёт, начнутся новые заботы. Именно здесь впервые у родителей возникает сознательная цель – воспитать безопасного пешехода. А чуть позже – безопасного роллера, «бордиста», «самокатщика» и велосипедиста. И здесь часто родители делают упор на осведомительно-запретительную часть с бесконечными «нельзя» и «почему ты не». А почему же они «не»: невнимательные, непредусмотрительные, непредвидящие, непредсказуемые и т.д.? Ответ прост – они дети. Их лобные доли головного мозга (именно они отвечают за произвольность, качество, которое лежит в основе отсутствия этих «не») окончательно созреют у большинства годам к 20-ти. А ведь покупая ребёнку велосипед (самокат, ролики и пр.), родители покупают… игрушку, за игры с которой должен отвечать ребёнок. У нас разработаны сотни тестов для определения готовности к школе (как будто что со школой случится, если туда придут неготовые дети), а вот хоть пары тестиков для определения готовности ребёнка к передвижению на его первом транспортном средстве, увы, нет. Поэтому прежде чем идти в магазин, честно ответьте себе: может ли ваш ребёнок подавить сиюминутные желания и порывы? И как быстро? Достаточно ли быстро может принять решение в незнакомой ситуации (особенно той, которая вызывает у него волнение)? Всегда ли правильно устанавливает причинно-следственные связи между своим поведением и его последствиями? Внимательный ли он? Хороший ли у него глазомер? Насколько детально он может описать вам опасности на дороге и как их избежать? Если на большинство вопросов ответы «нет», может быть, следует повременить с покупкой велосипеда, самоката и пр.?

Если же ваш ребёнок «влился» в транспортный поток на своём велосипеде, самокате, роликах, «доске», немаловажным в обучении его безопасному поведению на дороге станет объяснение, внушение, убеждение, и лучше – на личном примере, положительных образцах безопасного поведения, а также внимательное ознакомление с дорожной средой и её законами (Правилами дорожного движения, дорожными знаками). А также и правила, которые никто не отменял для «колёсных» пешеходов детского возраста: предупреждать сигналом о своём передвижении впереди идущим пешеходам, сигналами рукой – для водителей транспорта, недопустимости «подрезать», совершать непродуманные манёвры и т.д.

НЕ ВМЕСТО, А ВМЕСТЕ

Как бы ни было нам просто решать задачу безопасности ребёнка на дороге, контролируя его, более надёжный, хоть и трудоёмкий способ – доверить управление собой самому ребёнку. Отпускайте почаще руку ребёнка (если маленький, то только в безопасных местах), просите его отвести вас в магазин, садик, школу… Нарушайте правила (в разумных для своей безопасности пределах) и смиренно принимайте его упрёки в вашей неосторожности. Советуйтесь, какой маршрут лучше выбрать. Расширяйте жизненный опыт ребёнка: ездите с ним в разном транспорте, на разные расстояния. Уважительно относитесь к запретам, например красному сигналу светофора или жезлу инспектора ДПС. Чему мы их научим (не только тому, что мы сознательно им «долдоним», но и бессознательно демонстрируем), то и получим через 10-15 лет на наших дорогах. 

Приглашаем Вас оставить отзыв об образовательной организации на сайтеBUS.GOV.RU
ГОСУСЛУГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ
РОСРЕЕСТР
Личный кабинет налогоплательщика
Опрос по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления
Портал детской безопасности МЧС России