УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет их другими или совсем их пропускает?
Мы можем помочь вам решить эти вопросы, не упустить момент, когда нужно серьезно заняться исправлением звукопроизношения. Чтобы вам было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.
Время появление звуков (возраст) |
1 -2 года |
2-3 года |
3-5 лет |
5-6 лет |
а о э |
и ы у |
с з ц |
р |
|
Звуки |
п б м |
ф в |
ш ж |
л |
т д н |
ч щ |
|||
г к х й |
Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Поэтому нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком, то это поможет подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.
Ознакомьтесь, какие звуки у ребенка нарушены (указанные логопедом), проверьте ребенка – знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них. Попросите ребенка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, небо, подбородок, уголки рта, правую и левую щеки. Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.
Игра «Сказочка-указочка»
Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком показывает части лица и артикуляционные органы.
Не устала ты пока,
Покажи, моя рука
Это – правая щека,
Это – левая щека.
Ты сильна, а не слаба,
Здравствуй верхняя губа,
Здравствуй нижняя губа,
Ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта –
В них улыбка заперта:
Вправо – правый угол рта
Влево – левый угол рта
А вокруг – то – целый ряд
Зубки нижние стоят
Боковые слева, справа,
Впереди зубов оправа
Подбородок тянем вниз,
Чтобы с челюстью отвис
Там – к прогулкам не привык
Робко прячется язык
Неба вместо потолка
Есть во рту у языка
А когда открылся рот,
Язычок пошел вперед
Интересная картина:
Есть и кончик, есть и спинка
Боковые есть края –
Все про ротик знаю я
Обращаем ваше внимание, что для правильного произношения всех звуков (кроме «Л») необходима отработка центрального выдоха, то есть воздушная струя должна проходить по середине языка.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
-
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
-
улучшить подвижность артикуляционных органов;
-
укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-
научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
-
увеличить амплитуду движений;
-
уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.
Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоциональной сферы.
ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!!!