ЗАИКАНИЕ — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Внешне заикание проявляется в непроизвольных остановка в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов.
Причины возникновения заикания:
В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда ребенку это трудно, так как его речь не полностью сформирована.
Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – это всё приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, в результате – к дефекту речи. Возникновение заикания возможно и вследствие чрезвычайно быстрой речи: ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках – и начинает заикаться. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут у нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания. Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.
Виды заикания:
Заикание бывает двух видов – КЛОНИЧЕСКОЕ И ТОНИЧЕСКОЕ.
Наиболее ранняя и легкая форма заикания – клоническая, при которой повторяются звуки или слоги (к-к-к-кошка, мА-ма-ма-машина). клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.
Более тяжелая форма заикания – тоническое. В речи появляются длительные остановки в начале или середине слова (к…нижка, каранд…аш, зм…ея).
Встречается и смешанный вид заикания – клонический и тонический (например: .«Ма-мА-мама, й-я м-огу-у-у-у-упасть!»).
Правила для родителей
«Как надо вести себя с ребенком, который начал заикаться»
- Взять себя в руки и не паниковать.
- Обратиться за консультацией к ЛОГОПЕДУ.
- Попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
- Создать дома спокойную обстановку.
- Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т.д.).
- Исключить шумные игры и шумные детские компании.
- Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
- Помочь избавиться от страхов.
- Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
- Как можно реже ходить в гости.
- Не приглашать часто к себе гостей.
- Ослабить нервное напряжение.
- Любыми способами отвлекать ребенка от речевого эффекта и не фиксировать внимание на нем.
-
Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.
Правила для родителей
«Как не надо вести себя с ребенком, который начал заикаться»
Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.
Акцентировать внимание на дефекте речи и в присутствии ребенка жалеть его.
Впадать в панику.
Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.
Ссориться, конфликтовать, пугать.
Увеличивать интеллектуальную нагрузку.
Постоянно ломать стереотипы.Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависят от Вас!