Get Adobe Flash player
Вход
Войти с помощью: 
Архивы
Детское радио
Апрель 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  


Мы все хотим, чтобы наши дети говорили грамотно, красиво и умели ясно выражать свои мысли. Однако сам по себе ребенок этому не научится. Миф о саморазвитии речи по мере взросления ребенка приводит к тому, что родители спохватываются только тогда, когда начинают замечать вторичные отклонения в развитии: страдает познавательная деятельность, снижен общий запас знаний и представлений, появляются нарушения в поведении. Именно поэтому профилактика и ранняя коррекция недостатков развития речи ребенка столь актуальны.

Причины нарушений речи

Нарушения речи могут быть вызваны различными заболеваниями – нарушения в строении речевого аппарата, слабость или паралич мышц, снижение слуха, аллергия и многое другое. Однако, у многих детей проблемы с речью связаны с различными физическими, эмоциональными факторами, а также с особенностями взаимодействия с окружающей средой.

Очень важной причиной является снижение уровня языковой культуры общества. Зависимость речи детей от особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Неправильно оформленная речь, не литературные выражения могут явится причиной того, что маленький ребенок не сможет в полном объеме воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные уклады звуков. Влияние речевой среды на развитие речи положительно, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой речи, общающимися с детьми, поощряющими их активную речь. Общение является важнейшим условием развития нормальной речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения, по требованию взрослого.

Общие рекомендации по профилактике нарушений речи

Непосредственная профилактика нарушений речи проводится в двух направлениях:

1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье. Необходимо развивать двигательную активность, беречь и развивать нервную систему малыша. Важно не допускать ушибов головы, повреждений органов слуха и речи.

2. Направленное речевое развитие. Речевой процесс требует скоординированной работы голосового аппарата, рта, языка, зубов, губ и нёба. Как и все сложно координируемые действия, речь формируется в процессе обучения, которое начинается с младенчества и проходит несколько этапов:

– развитие понимания обращенной речи;

– развитие пассивного словаря (понимание значения слов, простого сюжета, лексико-грамматических конструкций);

– развитие собственной речи (лексики, грамматики, фонематического восприятия, произношения);

– развитие подвижности органов артикуляции (пассивная и активная артикуляционная гимнастика) и пальцев рук;

– работа над дыханием и голосом;

– работа над темпом и ритмом речи.

Развивать речь малыша необходимо буквально с рождения. Установлено, что первые 2-3 года жизни являются определяющими для развития речи. В этом возрасте необходимо как можно больше побуждать ребенка к употреблению двух слов, т.е. фразы – не просто “мяч”, а “мяч упал”. Называйте ребенку действия, с которыми он сталкивается в жизни. Спрашивайте его: “что ты делаешь?”

Важно не разочаровывать ребенка в его попытках разговаривать. Родители должны относиться с интересом, вниманием к усилиям ребенка говорить.

Развитие двигательной активности.

В головном мозгу область, отвечающая за речь, расположена рядом с общей двигательной областью. Поэтому развитие речи зависит от развития моторики в целом. Особенно велико влияние импульсов, поступающих в речевые области мозга от пальцев рук. Тренировку пальчиков можно начинать уже с 6-7 месяцев. Упражнения могут быть различными и зависят от возраста ребенка. Применяются упражнения различной направленности: статистические, динамические, расслабляющие. Выполнение упражнений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон. Речь становится более громкой, четкой, эмоциональной.

Кроме того, массаж рук оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего активизируется речевая функция. Массаж проводится одной рукой, другая придерживает массируемую конечность. Проводится массаж несколько раз в день по 3-5 минут.

Профилактические мероприятия в семье.

1. Разговаривайте с ребенком, обращайтесь к нему по имени. Это способствует привлечению внимания ребенка и установлению контакта.

2. Не подражайте речи детей. Произносите слова внятно, правильно стройте предложения, не торопитесь в разговоре.

3. Чаще предлагайте детям различать мелодии, слушать и произносить слова с разным ударением.

4. Если ребенок произносит слово неправильно, повторите это слово правильно, но не заставляйте его сразу исправить свою ошибку. Просто включите это слово в свою речь, повторяйте его не навязчиво.

5. Не торопите детей с ответом на ваш вопрос.

6. Чаще читайте детям книги и вовлекайте в беседу.

Успехов Вам, уважаемые родители!

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Уважаемые родители! Доводим до вашего сведения, что на территории и в здании детского сада действует МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ!!! Кроме того, убедительная просьба, соблюдать социальную дистанцию (1,5 метра), проводить термометрию и обработку рук антисептиком! Берегите себя и своих близких! Будьте здоровы!
Приглашаем Вас оставить отзыв об образовательной организации на сайтеBUS.GOV.RU
ГОСУСЛУГИ
ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ
РОСРЕЕСТР
Личный кабинет налогоплательщика
Опрос по оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления
Портал детской безопасности МЧС России