Рекомендации логопеда из опыта работы.
Прежде чем приступить непосредственно к рекомендациям по составлению рассказов старшими дошкольниками, мне бы хотелось еще раз напомнить об этапах формирования связной речи. Поскольку зная их последовательность можно четко определить составные части связной речи и предположить (а значит и предотвратить) сами ошибки, допускаемые детьми при составлении рассказов.
Итак, этапы формирования связной речи.
1. Подготовительный – расширение кругозора, развитие мыслительных операций, формирование фонетически и грамматически правильной речи, обогащение словаря.
2. Формирование навыка или обучение составлению рассказов:
– накопление слов по теме; накопление общих знаний по теме из стихов, рассказов, наблюдений; отработка сочетаемости слов, освоение грамматических конструкций;
– работа над пониманием содержания картины: установление причинно-следственных связей, последовательности событий, значимости героев;
– составление плана рассказа;
– составление рассказа;
– исправление ошибок: дополнение содержания, исправление грамматических ошибок, распространение предложений.
3. Самостоятельная речь – умение составлять рассказ без помощи взрослого.
Исходя из вышесказанного при составлении с детьми рассказ по картинке необходимо учитывать следующее:
1. В рассказе должно быть отражено настоящее, представленное на картинке, предшествующее и последующее – в их причинном и логическом взаимоотношении.
2. Картинка, отобранная для работы, должна быть выставлена заблаговременно.
3. Картинка должна соответствовать графическим и эстетическим нормам.
4. Содержание картинки должно соответствовать уровню развития детей.
5. При работе над картинкой необходимо четко определить главное и второстепенное.
6. При планировании и проведении работы следует использовать весь потенциал картинки (познавательный, нравственный, эмоциональный).
7. Образец рассказа и требования к детям должны соответствовать возрасту и уровню их развития.
8. Работу над составлением рассказа всегда надо начинать с подготовки (уточнение знаний, накопление словаря, уточнение грамматики).
9. Не следует подменять составление рассказа детьми заучиванием образца рассказа воспитателя.
10. Дети рассказывают поочередно.
11. Нельзя прерывать рассказчика. Все замечания и дополнения делаются по окончании ответа.
12. Опрос детей следует проводить с учетом их индивидуальных особенностей.
13. В зависимости от сложности картинки следует использовать разные формы составления рассказа: по цепочке, образцу, по плану.
Успехов вам, коллеги!